Любитель искусств, второй ("Театральный разъезд"

Любитель искусств, второй ("Театральный разъезд"
Смотри также Творчество Гоголя

Говорит о завязке пьесы: "Вообще ищут частной завязки и не хотят видеть общей", "обыкновенно принимают ее" "в смысле любовной интриги. Но, кажется, уже пора перестать опираться до сих пор на эту вечную завязку". "Конечно это завязка, но какая завязка? — Точный узелок на уголке платка. Нет, комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, — коснуться того, что волнует более или менее всех действующих". — Относительно развязки на замечание, что наши комики никак не могут обойтись без правительства: "без него у нас не развязывается ни одна комедия" — отвечает: "стало быть, это уже что-то невольное у наших комиков. Стало быть, это уже составляет какой-то отличительный характер нашей комедии. В груди нашей заключена какая-то тайная вера в правительство. Что ж. Тут нет ничего дурного: дай Бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем Провидения на земле, и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигавший преступления". О "героях" комедии: "тут всякий герой: течение и ход пьесы производит потрясение всей машины. Ни одно колесо не должно оставаться, как ржавое и не входящее в дело... И в машине одни заметней и сильней движутся, их можно только назвать главными: но правит пьесою идея, мысль; без нее нет в ней единства". Герои должны "не управлять, а разве преобладать". О смысле комедии: "Уже в самом начале комедия была народным сознанием... После уже она вошла в узкое ущелье частной завязки, внесла любовный ход, одну и ту же непременную завязку". Любовь может входить в комедию. "Но только и любовь, и все другие чувства, более возвышенные, тогда только произведут высокое впечатление, когда будут развиты во всей глубине. Занявшись ими, неминуемо должен пожертвовать всем прочим. Все то, что составляет именно сторону комедии, побледнеет, и значение комедии общественной непременно исчезнет". — Стало быть, предметом комедии должно быть непременно низкое. — "Но разве положительное и отрицательное не может послужить той же цели? Разве все до малейшей излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека? ...в руках таланта все может служить орудием к прекрасному, если только правится высокой мыслью служить прекрасному". Когда речь зашла о толках "о правительстве", возбужденных комедией, говорит: "поговоримте лучше об этих толках и криках у меня, чем здесь, в театральных сенях".


Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». . 1908-1914.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Любитель искусств, второй ("Театральный разъезд"" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»